на главную
Новости
Дискография
Фильмография
Фильмы
Фотографии
Книги
Статьи
Интервью
Аукцион
Концерты
Аккорды
Хронология
Рисунки
Тексты
Д/фильмы
Memphis
Graceland
Передачи
Рекорды
Мероприятия
50-е
Для поклонников
ТВ-программы
Чат
Ссылки
Форум
Гост Книга

Где-то я это уже слышал

Джо Сатриани против группы Coldplay, Том Петти против Red Hot Chili Peppers, Юрий Шевчук против Олега Газманова. Музыканты не устают уличать друг друга в плагиате. Конечно, заимствований чужих идей в современной музыке встречается предостаточно, но часто плагиат оказывается неумышленным. Нот-то всего семь.

Только с начала декабря от воровства мелодий пришлось открещиваться сразу троим музыкантам. Известный гитарист-виртуоз Джо Сатриани обвинил британцев Coldplay в копировании в своем свежем хите "Viva La Vida" его инструментальной композиции "If I Could Fly" с альбома "Is There Love in Space?" 2004 года. Он расстроился настолько, что даже потребовал компенсации через суд. Лидер Coldplay Крис Мартин вежливо отверг обвинения, списав все на случайность.

Сэр Пол Маккартни тоже увильнул от умышленного присвоения авторства (чем, собственно, плагиат и является) композиции "Let Your Light Shine On Me" блюзмена Блайнд Вилли Джонсона. Именно ее расслышали поклонники в треке "Light From Your Lighthouse" на пластинке "Electric Arguments", записанной экс-битлом вместе с Мартином Гловером под псевдонимом The Fireman. Признав влияние произведения Джонсона на свою песню, Маккартни напомнил, что сама "Let Your Light Shine On Me" является лишь интерпретацией традиционного госпела, а, следовательно, на нее, как на любой народный фольклор, авторское право не распространяется.

Меньше всего повезло гитаристу Гари Муру, чье знаменитое соло "Still Got the Blues" суд Мюнхена признал хоть и неумышленным, но плагиатом. Иск в суд подал лидер малоизвестной немецкой группы Jud's Gallery Юрген Винтер, которому удалось доказать, что трек Мура содран с его песни "Nordrach". Примечательно, что к моменту выхода "Still Got the Blues" в 1990 году сочиненный в 1974-м "Nordrach" на каких-либо носителях еще не издавался, и Гари Мур мог его услышать разве что на концерте Jud's Gallery или по радио. Несмотря на это суд присудил Винтеру компенсацию, размер которой пока не определен.

Если внимательно вслушиваться в современную музыку, то плагиат можно найти в каждой пятой, если не третьей или второй, композиции: все гармонии уже давно сыграны, различия лишь в аранжировках. Однако ж предметом судебных разбирательств и достоянием общественности становятся, как правило, только самые раскрученные и популярные песни. Оно и понятно; стал бы Джо Сатриани обращать внимание на Coldplay, если б "Viva La Vida Or Death And All His Friends" не был самым успешным альбомом 2008 года?! Это ведь сколько денег отсудить можно.

Хрестоматийным примером "музыкальных судов" является история с песней "My Sweet Lord" Джорджа Харрисона. Композиция вышла в 1970 году на пластинке "All Things Must Pass" – первом в истории тройном альбоме соло-исполнителя, занявшем к тому же верхнюю строчку в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Вскоре "My Sweet Lord" была издана отдельным синглом, также возглавившим чарты. Тут-то девичья группа The Chiffons из Нью-Йорка и вспомнила, что песня очень похожа на их трек "He's So Fine". В результате продолжительной и изнурительной тяжбы Харрисону пришлось выплатить истцам значительную часть роялти от продаж сингла и немного от альбома. Шесть лет спустя он написал песню "This Song", в которой убеждал слушателей в своей невиновности, а в забавном клипе на нее вновь разыграл суд над собой. Позже бывший битл и вовсе выкупил права на "He's So Fine" во избежание каких-либо недоразумений в будущем.

Гитарный рифф из песни "Hello, I Love You", открывающей альбом The Doors "Waiting For The Sun" 1968 года, мало чем отличается от "All Day and All of the Night" The Kinks 1964 года. Осознав этот факт, лидер лондонцев Рэй Дэвис добился компенсации от Джима Моррисона сотоварищи в виде доходов с продаж хита The Doors в Великобритании. Несмотря на это гитарист Робби Кригер продолжает утверждать, что "Hello, I Love You" вдохновила вовсе не песня The Kinks, а "Sunshine of Your Love" Cream. Насколько известно, Эрик Клэптон пока за возможными роялти не обращался.

Лирическая баллада "You Are Not Alone", написанная в 1994 году рэпером Ар Келли для Майкла Джексона, уже целый год как признана плагиатом, правда, только на территории Бельгии. Местные песенники, братья-близнецы Эдди и Данни ван Пассели более десяти лет пытались доказать суду, что мелодия "You Are Not Alone" украдена из их композиции "If We Can Start All Over" 1993 года. Выиграв дело, братья заветных денег так и не получили, а только лишили бельгийцев возможности услышать песню Джексона на радио.

Кстати, бедные бельгийцы также не могут заказать на радиостанциях хит Мадонны "Frozen" с альбома "Ray Of Light" 1998 года. В 2005 году суд Монса признал вступление из песни, написанной Мадонной в сотрудничестве с Патриком Леонардом и Уильямом Орбитом, заимствованным из трека "Ma vie fout le camp" некоего Сальваторе Аквавивы. Автор удовлетворился запретом композиции и изъятием дисков с "Frozen" из продажи, не став просить компенсации. Лавров Аквавива среди соотечественников, понятное дело, не сыскал: его хоть и узнали, но возненавидели.

Случаи "музыкального воровства" не обязательно всегда доходят до суда. К примеру, схожесть куплетов хит-сингла "Dani California" (2006) от Red Hot Chili Peppers и трека Тома Петти "Mary Jane's Last Dance" (1993) была очевидна с самого выхода первого. Диджеи радио WGMD из Делавэра даже соорудили микс из кусков песен – вещественное доказательство "вины" RHCP. Пикантность ситуации придало то, что обе песни продюсировал один и тот же человек, известный звукорежиссер Рик Рубин. Точку в споре поставил благородный Том Петти, не углядевший злого умысла в действиях "перцев". Ветеран без стеснения заметил, что многие песни в рок-н-ролле звучат похоже, и тут же вспомнил, что еще группа The Strokes также уперла у него рифф "American Girl" для песни "Last Nite".

В СССР и на первых порах в России проблема плагиата и отстаивания авторских прав мало кого волновала. Ни для кого не секрет, что герои подпольного рока на заре своей деятельности беззастенчиво передирали произведения западных кумиров. В условиях "железного занавеса" подобная политинформация скорее почиталась за благо. Например, "Если ты хочешь" группы "Зоопарк" своим появлением на свет обязана композиции "Let It Bleed" The Rolling Stones, идею "Мажорного рок-н-ролла (Д.К.Данс)" Майк Науменко позаимствовал у Чака Берри, а "Уездного города N" – у Боба Дилана. Психоделическая "Мы никогда не станем старше" "Аквариума" является калькой с "The End" The Doors. "Сергей Ильич (Песня для М.Б.)" в финале альбома "Треугольник" 1981 года была написана БГ по мотивам "Cat Black" T. Rex (инициалы М.Б. расшифровываются, естественно, как "Марк Болан"). Музыка для композиции "Театр теней" (альбом "Шестой лесничий", 1989 год) была взята "Алисой" из трека "Kyoto Song" The Cure с альбома "The Head on the Door" 1985 года. (Другой трек с этой пластинки The Cure – "Close to Me" – легко распознается в "Клаве" "Мальчишника").

Нынешние герои тоже не гнушаются заимствований. Земфира успешно интегрировала в свой "Трафик" знаменитый рифф из "Kashmir" Led Zeppelin, а в "Повесица" – барабанную петлю из "There There" Radiohead. Лидер "Мумий Тролля" Илья Лагутенко, видимо, питает нежные чувства к Крису Ри. В "троллевских" "Стеклах" слышна "Looking for the Summer", а в "Здравствуйдосвидания" – проигрыш из "Road to Hell" английского гитариста. "Любочка" в исполнении "Маши и Медведей" очень многим напомнила первый хит Radiohead "Creep". Цитирование в культовых альбомах "Ленинграда" - "Мат без электричества", "Дачники", "Пираты XXI века" – зашкаливает за все возможные пределы. Главная пластинка Дельфина "Глубина резкости" (1999) целиком построена на сэмплах из Sonic Youth, Eels, Dinosaur Jr., Тори Эймос, Мэрилина Мэнсона и других.

Сильнее всего "палятся" поп-исполнители, не просто цитирующие, но заимствующие как оригинальные идеи, так и целые песни. Например, Кирилл Толмацкий, ранее известный как Децл, а теперь как Le Truk, вскоре после появления хита Эминема "Stan" записал его зеркальный русский вариант "Письмо". Евгений Рудин, он же DJ Грув, как-то порадовал клубную публику композицией "Ответ" (это, которая "эй, диджей, поставь мой компакт-диск"), но только забыл напомнить о ее американском папаше - "The Request" 95 North.

Или вот Олег Газманов, который никак не может поделить концепцию своей песни "Сделан в СССР" с "Рожденный в СССР" Юрия Шевчука. Мы, конечно, знаем, что песня ДДТ появилась раньше, но не забываем и о "Born in the U.S.A." Брюса Спрингстина.

О большом количестве ремейков в творчестве Филиппа Киркорова, если позволите, и вспоминать не будем. А то мы неподготовленные пришли…