на главную
Новости
Дискография
Фильмография
Фильмы
Фотографии
Книги
Статьи
Интервью
Аукцион
Концерты
Аккорды
Хронология
Рисунки
Тексты
Д/фильмы
Memphis
Graceland
Передачи
Рекорды
Мероприятия
50-е
Для поклонников
ТВ-программы
Чат
Ссылки
Форум
Гост Книга

Падение прибылей заставляет рекорд-лейблы искать новые способы продажи музыки

В конце прошлой недели американский комитет по защите авторского права ответил отказом на требование звукозаписывающих компаний повысить размер отчислений в пользу музыкальных правообладателей.

За неделю до этого было объявлено о запуске нескольких проектов, облегчающих потребителям доступ к медиаконтенту основных музыкальных лейблов, что, по мнению самих звукозаписывающих компаний, должно способствовать росту продаж. Одновременно с этим несколько американских ассоциаций, представляющих интересы звукозаписывающих компаний, авторов музыки и издателей, заключили соглашение, согласно которому музыкальные сайты должна платить издателям процент от выручки. По мнению экспертов, все эти события говорят о том, что звукозаписывающие компании, страдающие от снижения продаж музыки, начали активно искать новые источники дохода. Впрочем, наблюдатели рынка полагают, что единой, самой удачной модели музыкальных продаж в нынешних условиях пока не выработано.

Сложные отчисления

В конце прошлой недели американский комитет по защите авторского права постановил, что размер отчислений музыкальных интернет-сервисов в пользу звукозаписывающих компаний останется без изменений — $0,091 с каждого трека. Увеличения этих отчислений на 65% требовала Национальная ассоциация издателей музыки, представляющая интересы владельцев авторских прав. Ассоциация объясняла свое требование тем, что объемы онлайн-продаж растут очень высокими темпами. За неделю до этого Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA), Американская гильдия авторов песен, Национальная ассоциация музыкальных издателей США, Нэшвиллская ассоциация авторов песен и Ассоциация цифрового медиаконтента (DiMA), представляющие интересы звукозаписывающих компаний, онлайн-магазинов, музыкальных издателей и авторов песен, заключили соглашение, которое, как сказано в совместном заявлении этих организаций, направлено на то, чтобы создатели и распространители музыки получали вознаграждение за музыку, распространяемую в интернете. Соглашение относится к онлайн-сервисам, которые предоставляют пользователям возможность слушать музыку в интернете, но не позволяют сохранять файлы на компьютере. По условиям соглашения, сайты, предоставляющие такую услугу, должны будут платить музыкальным издателям примерно 10,5% от выручки. По мнению генерального директора Национальной ассоциации музыкальных издателей Дэвида Израилайта, "это соглашение обеспечит авторам музыки и музыкальным издателям процветание в цифровую эпоху".

Ранее, 24 сентября, японско-шведский производитель мобильных телефонов SonyEricsson объявил о запуске сервиса PlayNow plus, позволяющего пользователям скачивать неограниченное количество музыки на свой телефон или компьютер. Проект будет сначала запущен в Швеции в сотрудничестве со шведским оператором Telenor, а в течение 2009 года появится и в других странах мира. Днем позже одна из самых популярных социальных сетей мира MySpace запустила сервис MySpace Music. Теперь пользователи этой социальной сети могут бесплатно проигрывать с сайта аудиофайлы, покупать отдельные песни и составлять плей-листы. Исполнители и звукозаписывающие компании получают деньги за счет продаваемых треков, а также часть выручки, накапливаемой за счет расположенной на этой же странице рекламы.

Эксперты уверены, что сделки, заключенные в течение прошедших двух недель, являются закономерной тенденцией на фоне непрекращающегося падения продаж компакт-дисков. По данным Международной федерации фонографической индустрии (IFPI), в прошлом году общемировая выручка от продаж физических носителей (компакт-диски и пр.) по сравнению с 2006 годом уменьшилась на 13% — до $15,9 млрд. За тот же период выручка от онлайн-продаж выросла на 53%, до $1,7 млрд. Сейчас онлайн-продажи занимают 15% мирового музыкального рынка. По прогнозам американской исследовательской компании Forrester Research, в ближайшие пять лет продажи музыки через интернет и через мобильных операторов будут расти на 23% в год. Эта тенденция приведет к тому, что выручка в этом секторе к 2012 году достигнет $4,8 млрд, в то время как выручка от продажи компакт-дисков уменьшится до $3,8 млрд. В свою очередь, исследовательская компания InStat прогнозирует, что к 2012 году на продажи музыки через интернет и мобильных операторов будет приходиться 40% рынка. Как сказал в интервью "Ъ" старший аналитик американской исследовательской компании IBISWorld Джордж ван Хорн, поворотный момент в музыкальной индустрии, после которого кардинально изменится соотношение между выручкой от продажи физических носителей и онлайн-продаж, может произойти только через пять лет. По мнению Марка Литла из британской исследовательской компании Ovum, на плеерах iPod только 20% приходится на треки, скаченные в iTunes. "Потребители, которые платят за музыку, психологически сильно привязаны к своим музыкальным коллекциям и предпочитают иметь их на физических носителях",— говорит он. Чтобы эта привычка исчезла, должно смениться целое поколение.

Тем не менее продажи музыкальных компакт-дисков постоянно снижаются. В беседе с "Коммерсантом" старший аналитик исследовательской компании eMarketer Пол Верна рассказал, что причин для этого много, но самыми важными из них являются пиратство; распространенное среди потребителей мнение о том, что компакт-диски слишком дороги и содержат только один-два интересных трека, а также мнение о том, что музыка должна быть бесплатной. Падение продаж музыки на физических носителях стало головной болью для крупнейших мировых рекорд-лейблов — Sony BMG, Warner Music Group, Universal Music Group, EMI Group. Выручка Warner Music Group в 2007 финансовом году упала на 4% по сравнению с 2006 годом — до $3,39 млрд. При этом компания отметила, что выручка от продаж физических носителей упала на 13%, до $2 млрд, в то время как выручка от продажи музыки через интернет выросла на 30%, до $434 млн. По мнению Жан-Бернара Леви, генерального директора концерна Vivendi, которому принадлежит студия Universal Music, такие результаты свидетельствуют о том, что "в музыкальной индустрии наметился перелом", и потому существует острая необходимость в новых способах зарабатывать деньги с помощью онлайн-продаж. С его мнением согласен Марк Литл из Ovum, который сказал в интервью "Ъ", что "новая выручка станет результатом кросс-платформенных бизнес-моделей, которые привлекают покупателей". Как заметил Марк Литл, звукозаписывающие компании осознают, что должны предоставить потребителям варианты, которые будут привлекательнее чрезвычайно популярных сейчас P2P-сетей, позволяющих пользователям обмениваться файлами.

"Новые прибыли будут приходить из самых неожиданных источников"

По мнению Пола Верна из eMarketer, пока не выработано единой бизнес-модели, которая позволила бы звукозаписывающим компаниям получать значительную прибыль от онлайн-продаж и продаж музыкального контента пользователям мобильных телефонов. Эксперты выделяют несколько бизнес-моделей, популярных в настоящий момент в среде цифровой музыкальной индустрии. Наибольшей популярностью сейчас пользуются онлайн-магазины, где лидерство уверенно удерживает сервис iTunes компании Apple. По данным Джина Мунстера, старшего аналитика финансовой компании Piper Jaffrey, в этом году на долю iTunes придется 85% мирового рынка музыкальных онлайн-продаж, в то время как доля второго по величине онлайн-музыкального магазина Amazon.com в этом году составит только 5%.

Вторыми по популярности являются сервисы, предоставляющие доступ к музыкальным архивам по подписке, такие как Napster. Эта модель подразумевает, что пользователь регулярно вносит определенную плату, после чего может скачивать музыку,— по аналогии с подпиской на печатные издания. По данным IFPI, выручка от сервисов такого рода выросла на 63% в период с 2005 по 2007 год. По мнению специалистов IFPI, слабыми чертами таких сервисов, как Napster, является их несовместимость с iPod и некоторыми другими плеерами, а также недостаточное количество инвестиций. Тем не менее, по мнению IFPI, потенциал такой бизнес-модели огромен. Доказательством служат соглашения о партнерстве, которые подписывают звукозаписывающие компании с операторами мобильной связи или с производителями мобильных телефонов. Одним из последних примеров такого партнерства является Nokia 5310 Xpress Music, который должен поступить в продажу в Великобритании в середине октября. Nokia заключила соглашение с Universal, Sony BMG и Warner Music Group, благодаря чему владельцы новой модели Nokia смогут свободно пользоваться контентом этих трех лейблов в течение года. Сами компании будут получать процент с продаж нового сервиса Nokia.

Еще одна перспективная бизнес-модель — партнерство звукозаписывающих компаний и социальных сетей, таких как MySpace или LastFM. Эта модель носит условное название "advertising supported service" ("музыкальный сервис с рекламной поддержкой".— "Ъ"). Как заметил Марк Литл из Ovum, социальные сети предоставляют пользователям возможность с легкостью находить что-то интересное для себя в необозримом множестве медиаконтенте. Этот сервис "делает поиск музыки более простым, продуктивным и интересным, чем в любом онлайн-магазине",— говорит он.

В поисках новых источников прибыли компании не только экспериментируют с различными бизнес-моделями, но и изобретают новые устройства. Например, Apple предлагает устройство, которое с помощью Wi-Fi позволяет проигрывать музыкальные файлы с iTunes или с компьютера пользователя через колонки телевизора. Все чаще музыка продается и на сайтах самих музыкантов — в этом случае прибыль делится между ними и звукозаписывающими компаниями. По словам вице-президента исследовательской компании Forrester Research Джеймса Маккуиви, "музыкальная индустрия должна переосмыслить, что является их продукцией". "Те, кто работает в этой индустрии, провели годы, отслеживая продажи компакт-дисков... Новые прибыли будут приходить из самых неожиданных источников",— говорит он.

Истина в виниле

Падение продаж компакт-дисков привело не только к распространению различных способов продажи музыкального контента через интернет, но и, как ни странно, к росту популярности такого, казалось бы забытого носителя, как виниловые диски. По данным IFPI, в прошлом году по сравнению с 2006 годом объем продажи виниловых дисков удвоился, за год увеличившись с 3 млн до 6 млн штук. Как сообщила в начале сентября The Wall Street Journal, виниловые записи нового альбома Metallica стали одним из самых продаваемых товаров интернет-магазина Amazon.com. Кроме Metallica свои записи на виниловых пластинках выпустили или собираются выпустить Мадонна, U2, Oasis, Bob Dylan и другие. На Amazon.com насчитывается 250 наименований виниловых дисков. По мнению Майка Аллена, эксперта в сфере музыкальной индустрии и бывшего вице-президента по международному маркетингу EMI Group, растущая популярность винила — следствие "насыщения музыкального рынка" в интернете.