Теплая Трасса - «Трамплины Рая». Рецензия Дениса Ступникова
«Теплая Трасса» представляет себе дорогу в рай чем-то наподобие американских горок. Путешествие по ним может быть захватывающим и увлекательным или же устрашающим и тошнотворным. Все зависит от личных качеств человека, его готовности к этому странствию и наличия внутреннего стержня.
17 песен новой пластинки «ТТ» тоже вызывает ассоциацию с аттракционами Диснейленда. Умиротворяющие акустические зарисовки («Покров») здесь могут внезапно перебиваться скоростными панк-боевиками («Косяки»). Наряду с утяжеленными гитарами в альбоме звучат романсовые фортепианные переливы, залихватская балалайка и даже пила! Мужской и женский вокал сосуществуют одновременно и сочетаются непредсказуемо.
Этого диска поклонники «ТТ» действительно очень ждали. Как ни крути, группа до сих пор продолжает оставаться одной из знаковых величин сибирского андеграунда, выпестованного Егором Летовым и соратниками. Предыдущая пластинка «ТТ» (акустическая) «Критика танка» увидела свет еще в 2001-м. С тех пор идеолог и автор всех текстов «Трассы» Вадим Макашенец не раз обещал альбом, который поразит многих. И сдержал обещание лишь несколько месяцев назад.
Главными темами Макашенца по прежнему остаются: путь истерзанной души к Богу, вызов погрязшим в материальных ценностях обывателям, сокрушение о грехах, очистительные слезы покаяния. В сжатом виде все эти проблемы поднимаются уже в открывающей диск песне «Цепь от Велика». Название подразумевает игру слов. Тут содержится тонкий намек на православного человека, стремящегося стать частичкой мистического Тела Христова, почувствовать себя малым звеном великой цепи. Но на деле он себя может ощутить лишь цепью от велосипеда, которая в худшем случае выбрасывается на свалку, а в лучшем - становится грозным орудием для уличных разборок. Вспоминается также и финал клипа «Алисы» «Дождь», где залитая дождем велосипедная цепь подана как символ рвущейся связи с Прошлым. Пока шел ливень, герой блаженствовал, вспоминая кадры из ностальгических советских фильмов. А как дождь кончился, вместо былого волшебства осталась лишь намокшая цепь от велика.
Между прочим, начало альбома «Трамплины Рая» практически синонимично вступлению к пластинке «ТТ» 15-летней давности «Царица Небесная». В «Цепи от Велика» есть жутковатая строчка «по мольбе моей вдовы». А в «Интро» к «Царице» было:
Милая моя, Взял бы я тебя, Но там, в краю далеком Есть у меня вдова.
То есть, в обоих случаях герой духовно мертв. Но, неустанно взывая к Богу, уповает на свое скорое воскрешение.
Связь с прошлым восстанавливается в прочих песнях «Трамплинов». Визитная карточка «Теплой Трассы» – песни-коллажи, созданные по мотивам чужих хитов и советских шлягеров. Музыканты либо сочиняют собственный текст на популярные мелодии (вроде «Беловежской пущи» «Песняров» или «Малиновой Девочки» Романа Неумоева и «Гражданской Обороны»), либо же дописывают свои куплеты к известным припевам («Парус», «Я играю на гармошке»). Не изменяет группа излюбленному приему и в «Трамплинах Рая». Например, «В гостях у сказки» сделана на основе песенки из детской телепередачи. Партия балалайки усиливает в песне национальный колорит, но в тексте автор парадоксальным образом дистанцируется от лубочной «русскости»:
Если бы я был «тум-тум-тум балалайка», Я бы не бухал до потери ума, Я бы не любил Девку Мокрая Майка И не понимал, чем опасна она…
Другие песни дают не менее интересные варианты совмещения с чужим творчеством. В «Трамплинах» обыгрывается фраза из песни про тачанку «все четыре колеса». В других вещах обнаруживаются видоизмененные цитаты из Янки Дягилевой: «по приказу бить всем сразу» («Цепь от Велика») и «крылатый конь….» («А-Солнце»). Но самой зажигательной и скандальной получилась заключительная «Пора» с припевом «Пора в путь-дорогу, дорогу дальнюю…» На одном из концертов «Трасса» посвятила её покойному Егору Летову. Зрители возмутились, но никакого цинизма в этом посвящении, конечно же не было. Ибо лейтмотив «Пора» «дорогу дальнюю осилит карапуз» является всего лишь аллюзией на евангельское «будьте, как дети, ибо их есть Царствие Божие».
Отличительной чертой «Трамплинов Рая» являются песни с женским вокалом специально приглашенной Лели Несмеяновой. В них Вадим Макашенец попытался проникнуть в тайны девичьей психологии, но результат получился неоднозначным. Например «Горькое Лето» очень удачно передает состояние экзальтированной барышни, которая открывает для себя Бога через смутные предчувствия, неясное томление души и мелкие житейские неурядицы. Но вот фраза «ну пожалейте жидомасонов» резко выбивается из общей канвы. Прежде чем писать эту рецензию, автор не поленился опросить с десяток знакомых девушек, возникало ли у них когда-нибудь желание пожалеть жидомасонов. Утвердительного ответа не дал никто. Часть опрошенных уверенно ответила «нет», а часть недоуменно интересовались: «А кто такие жидомасоны и за что их жалеть?».
Диск рекомендуется всем сторонникам православной рок-миссии, поклонникам сибирского андеграунда, ценителям постмодерна и любителям музыкально-поэтических ребусов. Не рекомендуется неофитам, ревнителям, лубочным националистам и идейным противникам «русского рока».
Оценка – 9 из 10
Денис СТУПНИКОВ, для NEWSmusic.ru Теплая Трасса, 2008
|