на главную
Новости
Дискография
Фильмография
Фильмы
Фотографии
Книги
Статьи
Интервью
Аукцион
Концерты
Аккорды
Хронология
Рисунки
Тексты
Д/фильмы
Memphis
Graceland
Передачи
Рекорды
Мероприятия
50-е
Для поклонников
ТВ-программы
Чат
Ссылки
Форум
Гост Книга

Борис Гребенщиков: «Время петь цитаты из Диснея»

Отыграв серию совместных концертов с британскими фолк-рок ветеранами Fairport Convention, группа Аквариум в расширенном составе подвела итог первой рабочей недели осени в Б1 сольной программой «Акуна Матата».

Борис Гребенщиков давно уже перешел в статус артиста, на которого люди ходят, дабы приобщиться к истории, и уже во вторую очередь, чтобы послушать музыку. А стремление увековечить себя присуще каждому. Поэтому и стоячий партер, и VIP-ложа клуба Б1 были битком наполнены разномастной по социальным и половым признакам публикой. И это притом, что меньше, чем за неделю, до этого группа уже выступала в «Икре».

Складывается впечатление, что реши Аквариум хоть каждый месяц давать концерты даже в Лужниках, аншлаг им будет обеспечен. Отчасти этот гастрольный успех можно объяснить тем, что Гребенщиков постоянно поддерживает статус гуру и интерес к собственной персоне своей авторской философско-просветительской радиопрограммой «Аэростат» на Радио России. В ней он каждую неделю повышает духовный и образовательный уровень своих слушателей, разбавляя рассуждения композициями своих любимых авторов и коллективов. С другой стороны, нынешний концерт в Б1 анонсировался как заведомо исключительный: во-первых, расширенный состав, включающий, помимо участников Аквариума, английского флейтиста Брайана Финнегана и таблиста-индуса Алока Верму, во-вторых, концертная программа с интригующим названием «Акуна Матата», что в переводе с языка суахили обозначает «жизнь без проблем».

Что можно было ждать от концерта уважаемого исполнителя с таким африканским экстравагантным заголовком?! Кто-то ждал появления кумира в каких-нибудь огромных немыслимых оранжевых очках «а ля Элтон Джон», кто-то – подпевок с неграми, как это было в 2005 году на презентации альбома «ZOOM ZOOM ZOOM», кто-то – регги-выступления, кои уже случались когда-то у Аквариума. Не произошло ни одного, ни другого, ни третьего.

Если говорить о музыкальной части, то это был стандартный концерт Аквариума последних трех-четырех лет с преобладанием позитивных блокбастеров двухтысячных годов («ZOOM ZOOM ZOOM», «Стаканы», «Красота (это страшная сила)»), лирики девяностых («Звездочка», «Орел, телец и лев», «Дубровский»), несколькими нетленками («Плоскость», «10 стрел», «Партизаны полной луны») и относительно свежими песнями, пока не записанными группой («Аригато», «Анютины глазки», «Ветер с океана», «Неизъяснимо»).

Самым большим сюрпризом в этом контексте стала специально, по словам БГ, написанная к концерту одноименная песня «Акуна Матата», шансонная, с размеренным ритмом и словами: «Настало время петь цитаты из Диснея». Неизвестно, имел ли в виду Гребенщиков мультяшность и кукольность происходящих событий или призывал к беззаботности, но именно эта новинка-импровизация вызвала бурную одобрительную реакцию зала. И уже только это дает понять, что Аквариум – особая рыба в океане современного российского шоу-бизнеса, в котором основной упор идет на использование раскрученных хитов и развлечение публики. От Гребенщикова же ждут нового, ждут откровений.

Что касается привлечения заграничных музыкантов, то их роль в концерте была скорее символическая. Подобно тому, как Стас Барецкий в концертах Ленинграда и Олег Гаркуша в концертах АукцЫона привносят оттенок сумасшествия и разгильдяйства, Алок Верма, играющий на национальных индийских барабанах-таблах, своим участием дополнил общий полурелигиозный антураж выступлений Аквариума, проходящих в последнее время под огромным образом индуистской богини Сарасвати, закрепленным в задней части сцены. Что же касается музыки, то с насыщением «аквариумного» саунда экзотическими ударными легко справляется штатный перкуссионист группы Олег «Шар» Шавкунов. То же самое касается Брайана Финнегана, по сути дела синхронно повторявшего партии флейты Игоря Тимофеева и лишь пару-тройку раз позволившего себе импровизации на их основе.

«Изюминкой» последних выступлений БГ Сотоварищи стало возвращение в группу бас-гитариста Александра Титова, по мнению Гребенщикова, лучшего басиста Аквариума за всю историю, игравшего в «золотом составе» группы в 80-е, Аквариуме второго созыва в 90-е и эмигрировавшего в Великобританию в 1996-м после записи альбома «Снежный лев». Он пришел на смену недавно покинувшему группу Андрею Светлову, который предпочел работу в джазовых, фанк и этно-проектах. В музыкальном плане напористый басовый грув сменился традиционностью звучания ритм-секции в рок-коллективе, что чувствовалось даже неподготовленным ухом. Можно сказать, что тут был сделан шаг по направлению к истокам, и БГ руководствовался принципом, обозначенным в одной из своих песен: «Назад к девственности», - пожертвовав собственным стремлением к экспериментам. Титов стал вторым по важности человеком на концерте, часто приветствуя зал и, судя по количеству его улыбок и активности на сцене, получая большое удовольствие от роли лидера. Как говорится, «добро пожаловать домой»!

Несмотря на не самый лучший звук в Б1, зрители радовались, и постепенно даже уставшие лица обретали оттенок, близкий к счастью. За свой огромный концертный опыт Борис Борисович настолько искусно научился энергетически взаимодействовать и управлять аудиторией, что даже его приемы, напрямую перенятные у Аллы Борисовны (вроде раскинутых в стороны рук после исполнения очередной песни), воспринимаются, как только его, и влекут за собой неизменные овации. Лукаво заигрывая с публикой, подобно заправскому поп-исполнителю, Гребенщиков остается Гребенщиковым: естественным, оригинальным, искренним и сердечным.

Любопытно, что львиная часть поклонников творчества Аквариума, пришедших в Б1, внешне похожи на Гребенщикова в разные его периоды. Это на 80% мужчины в очках, либо с бородой, либо с длинными волосами (а порой и лысые по примеру сегодняшнего БГ) – словом, всем своим видом производящие впечатление интеллектуалов. Это слово, интеллектуальность, можно применить и к женской части аудитории всех возрастов: и к нынешним школьницам, и к солидным дамам, слушавшим Аквариум в 70-80-е. Как известно, интеллектуалы – это люди, живущие и руководствующиеся умом. И лишь небольшая часть аудитории была представлена людьми, которых можно назвать неформалами, хиппи или прочими людьми свободных представлений.

И если уж искать некий концептуальный месседж в прошедшем концерте, то выглядеть это будет так: «Акуна Матата!» - говорит Гребенщиков в антитезу своим интеллектуальным слушателям. - Жизнь – без проблем! Все проблемы – плод нашего ума, наших оценок тем или иным вещам. Давайте жить мирно и счастливо!» В общем, этакий привет Бобби МакФеррину с его «Don’t Worry! Be Happy!» И под этим нельзя не подписаться.

Андрей СУШИНСКИЙ, NEWSmusic.ru
Алина ПЛАТОНОВА, NEWSmusic.ru