25-летие «Браво»: Деградация великой группы
В Кремле состоялось празднование 25 годовщины группы «Браво». Выглядело это так.
В зал с совершенно пустым партером и переполненными балконами за три минуты до начала концерта невесть откуда врываются потоки тетушек 40-50 лет, и заполняют его. Они сидят рядом со мною со всех сторон, и я понимаю, что о группе «Браво» они имеют весьма слабое представление. Балконы остаются в прежнем состоянии. Под музыку группы «Madness» и видеоряд с фотографиями прежних составов выходит сама группа «Браво», и Хавтан стимулирует активное хлопание себе под все ту же музыку «Madness». Зрители послушно хлопают. После пары песен Хавтан обращается со странными в данной ситуации и с данной аудитории словами: - Первые ряды заполнены, значит, кризис нам не страшен. Главное – не акции, а люди. Люди вокруг меня стыдливо опускают глаза. Они-то знают правду про первые ряды. Еще после нескольких песен Хавтан признается в любви к «Beatles» таким вот образом: - Мы не сдираем ничего у «Beatles». Мы пропускаем их через себя, и талантливо трансформируем. Публика хлопает, но снова стыдливо опускает глаза. Чуть позже Хавтан рассказывает об истории создания песни «Король оранжевое лето», после чего выходит автор текста Вадим Степанцов: - Все происходило не так, как рассказал Хавтан. Я человек покладистый, и когда Женя попросил меня изменить слова, чтобы песню пропустили, я все поменял сам. Потом выходит Агузарова, и поет несколько песен с «Браво». Чуть позже появляется знаменитый оркестр «Солисты Москвы», под который натужно, не попадая в ноты, поет сам Хавтан. Заодно он рассказывает историю знакомства с руководителем оркестра Юрием Башметом. Выходит сам Башмет: - Все, что рассказал Женя – неправда! И рассказывает, что они встретились вовсе не случайно, а давно хотели встретиться. И играет «Хэппи бездей ту ю» в классическом звучании, потом в версии Гайдна, потом в версии Штрауса, потом как танго, потом как чардаш. Затем «Браво» играет с оркестром, а поет еще и Сид из «Тараканов». Выбегает некто, и читает с важным видом скверные стихи. Потом Ирина Сурина поет несколько песен, в том числе «Старый отель», очень странно слушающийся после явления Агузаровой. Потом выходит снова поэт, оказавшийся тем самым «Качем», которого только что засудил Дробыш за прилюдное гадкое оскорбление, и тоже что-то… не поет, этого он не умеет, а бормочет, вроде как рэп читает, но не рэп. С довольным видом исчезает. Звучит еще одна наискучнейшая оркестровая версия, и на исходе третьего часа концерта Хавтан объявляет: - А теперь мы будем играть то, что умеем лучше всего! И звучит, наконец, привычный танцевальный заводной «Браво». На чем юбилейный концерт и заканчивается. Что случилось с «Браво»?
Мне кажется, что после такого юбилейного концерта уважаемой и любимой группе впору самораспускаться. И есть, чем аргументировать. Никогда в своей истории «Браво» не было столь беспомощно дезориентировано. При всей инструментальной мощи два нынешних вокалиста группы, Ленц и сам Хавтан, показывают полную неспособность соответствовать самим песням. И дело даже не в том, что вступают не вовремя, глотают слова и нет эмоций. Опыт с «Солистами Москвы» показывает, что новые композиции «Браво» унылы, лишены энергии и попросту содержательно пусты. Проблемы начались давно. Когда Роберт Ленц пришел в группу, чтобы заменить Валерия Сюткина, показалось, что это глоток свежего воздуха. На волне энтузиазма Хавтан сочиняет альбом «На перекрестках весны» (1996) – великий альбом, почти каждая песня из которого стала хитом. Однако очень скоро оказывается, что на концертах Роберт Ленц совсем не так хорош, как в студийной записи. В присутствии зрителей солист «Браво» тушуется, закрывается, и его природная интровертность создает стену между зрителями и музыкантами. Довольно долго Хавтан пытался «раскрепостить» Ленца, интуитивно чувствуя проблемы с фронтменом. Вскоре проблемы стали ощутимы не интуитивно, а вполне реально – телеканалы стали игнорировать «Браво» с Ленцем, а новые песни перестали попадать в ротации. В этой обстановке Хавтан начинает петь сам. Впервые это произошло еще при Сюткине, во время записи последнего с ним альбома «Дорога в облака» (1994). Сюткин категорически отказался петь «Замок из песка», но песня уже была включена в трек-лист обещанного General Records альбома, и Хавтан спел ее сам. Затем Хавтан стал петь все чаще и чаще, чтобы компенсировать артистические слабости голосистого Ленца. На этом юбилейном концерте он пел уже едва ли не добрую половину песен. И все бы хорошо, но Хавтан – сам довольно скверный вокалист. Он существует на одном приятном низком тембре, но при выпевании более высоких нот начинает гнусавить, «пролетать мимо» (что особенно обидно при телесъемке) и «закрывается» не хуже Ленца. После таких фронтменов, как Жанна Агузарова и Валерий Сюткин, ситуация выглядит особенно плачевно. И нынешний юбилейный концерт выглядел выступлением двух неадекватных старым добрым песням людей. То Ленц глотает целые слоги, делая недоступным текст песен тем, кто вдруг тексты не знает (а такие в зале есть), и даже позитивные светлые песни из альбома «На перекрестках весны» делая сумрачным бубнежем. То сам Хавтан без особых вокальных данных немилосердно гнусавит и фальшивит. Та же часть программы, что сыграна с «Солистами Москвы» - и вовсе усыпляет по-полной. Песни слабые, сыграны вяло, с вялым же вокалистом… Кажется, кризис в «Браво» стал по-настоящему критическим. Кризис на грани провала
Зрители не хотят видеть Ленца, поскольку он не «тянет» концерты. А сам Хавтан пока сделаться полноценным вокалистом не может (хотя прогрессирует, нельзя этого не признать). Совсем не зря Вадим Степанцов, приглашенный спеть песню «Король оранжевое лето», бесцеремонно прямо со сцены заявил: - Десять лет назад я в песнях «Браво» читал что-то как MC, сейчас пою, а лет через несколько стану солистом «Браво». К чему и стремлюсь! С момента выхода вышеупомянутого альбома «На перекрестках весны» прошло уже 12 лет. Все, что выходило после него, стало провалом. Что косвенно признал публично и сам Хавтан: - У нас хватает провальных альбомов! Мы испытали это чувство. Время менять имена. Возможно, на смену дошедшего до предела возможностей Ленцу придет кто-то другой - «Браво» всегда славилось отменными вокалистами. Возможно, Хавтан больше не испытывает вдохновения с нынешним составом группы - уж чересчур слабы новые песни. Но предпринимать хирургическую интервенцию ему придется. Застой смерти подобен. Хватит мучить публику, любящую «Браво», унылым и вялым Ленцем. Хватит скатываться в пропасть! 25-летие группы со съеденными словами песен и вступлением не вовремя – это позор, конечно. «Браво» должно жить, это великая группа. Но как печально видеть деградацию великой группы, которую не может спасти своей игрой даже Юрий Башмет… Фоторепортаж с 25-летия группы «Браво» смотрите здесь. Гуру КЕН, для Mail.ru Фото -Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд
|