F.P.G. - «Punk Jazz». Рецензия Дениса Ступникова
Мнение о панк-роке, как о зубодробильной, примитивной и безвкусной музыке, – ошибочно. Несть числа группам, которые, начиная с кондового панка, органично и без видимых усилий переходили к более сложной и изысканной подаче.
CD. Navigator Records, 2008. «Гражданская Оборона» и «Адаптация», «Ва-Банкъ» и «Монгол Шуудан», Рикошет и Tequilajazzz, «Прощай, Молодость!» и «Нож для Фрау Мюллер» - все они с легкостью нарушали границы стилей, меняли концепции и вывески, заслуживали репутацию дерзких экспериментаторов. Ярко выраженная мелодическая основа поп-панка заставила в последние годы представителей этого эшелона делать акустические программы с налетом джаза, регги и даже шансона. Одни за другими представили свои лирические анплагты «Тараканы!», «Элизиум» и «НАИВ». Казалось бы, медитативный «панк-джаз» нижегородской группы F.P.G. стоит в этом же ряду. Но тем разительнее отличия. И «Тараканы!», и «НАИВ», и «Элизиум» считают свои приджазованные изыскания чем-то вроде би-сайдов, которые стоят особняком по отношению к «магистральной линии» названных групп. Это красивые виньетки, невинные шалости, сентиментальный «послеполуденный отдых фавнов». Участники же F.P.G. регулярно слушают диски великих джазменов наряду с хрестоматийными альбомами мирового панк-рока. F.P.G. – трибуны и бунтари, каждый их сет – идеологически насыщенное действо. Поэтому, когда лидер группы Пух в строгом костюме и с бокалом коньяка в руках поет о сражениях «за свободу духа» и призывает к непрерывному внутреннему сопротивлению – это ни в коем случае нельзя отнести к забавному курьезу, чистому искусству или эстетскому затворничеству в башне из слоновой кости. Напротив, тут можно заметить попытку расширения потенциальной аудитории и способность к общению на разных музыкальных языках. Недаром же на презентации диска «Punk Jazz» F.P.G. невозмутимо играли свою привычную электрическую программу. Своим новым альбомом F.P.G. во что бы то ни стало желали разрушить досадный стереотип: если панки перестают прятаться за истошными воплями и гитарной «стеной звука», то сразу же обнажается их мелодическая и вокальная несостоятельность. Кому-то стремительные непричесанные песни нижегородцев, изрядно сдобренные истерическими орами вокалиста, могут показаться ощетиненными и однообразными. Но сыгранные в акустике, эти песни разделяются на самостоятельные составляющие, будто бы луч света, разложенный на радужный спектр. Хриплый рассудительный голос вокалиста Пуха излагает под свингующий ритм отлично сформулированные социальные наблюдения. Порою Пух срывается на отчаянный крик, но происходит это нечасто и без излишней гипертрофированности. Запоминающиеся соло на акустической гитаре зачастую могли бы составить основу для отдельных инструментальных треков (скажем, тема из «У.Е.банов» вполне могла бы вписаться в саундтрек к фильму, наподобие «Питера FM»). Сложнее всего группе наверняка было с теми песнями, которые в оригинале содержали жонглирование разнообразными экстремальными направлениями. Однако F.P.G. блестяще справились и с этой задачей. Скажем, «Джи» изначально была построена на лукавом балансировании между электронным панком Prodigy и фирменным хард-кором самих F.P.G. Уйти от очерченной траектории музыканты не имели права, ибо данная игра отражена даже в заглавии песни. В результате в акустической версии «Джи» о Prodigy напоминают «кислотные» гитарные пассажи Дмитрия Селезнева. А с ролью «беспредельных хард-корщиков» великолепно справляются зрители, которые дружно скандируют в припевах название группы вместо Пуха. Хорошо потрудились участники группы и над «двухсерийной» «Б…дью». Первая часть этой дворовой эпопеи облеклась в мечтательную боссанову, вторая превратилась в мягко пружинящее акустическое ска, а финальные обличительные выкрики «ты – б…» Пух целомудренно опустил. Значительным трансформациям подвергся яростный боевик о борьбе с собственными страстями «Проснулся». Теперь это – атмосферная психоделическая жалоба с прозрачными импрессионистическими гитарами и с исполненной смычком партией контабаса. Завершается альбом двумя рэп-композициями «Сердце» и «Думай», в которой группе F.P.G. удаётся дотянуться до высот Дельфиновой «Звезды». И, как обычно, на последних секундах программы Пух обезоруживающе попросит: «Думай обо мне лучше – и, может быть, я стану действительно лучше». Оценка NEWSmusic.ru: 8 из 10 Денис СТУПНИКОВ, для NEWSmusic.ru Трек-лист F.P.G. - «Punk Jazz»:
01. Не отступай (4:04) 02. Ботинки (2:41) 03. Бунтари (2:40) 04. Джи (3:23) 05. Жизнь (3:47) 06. Сейчас (2:05) 07. У.ебаны (3:24) 08. Бл..дь (3:50) 09. Хана (2:49) 10. Проснулся (2:59) 11. Сердце (3:42) 12. Думай (3:24)
|