Меладзе забирает у Брежневой имя
Продюсер и совладелец Velvet Music Лиана Меладзе хочет получить права на сценические имя и фамилию известной певицы Веры Брежневой. Она подала заявку на регистрацию товарного знака «Вера Брежнева». Если Роспатент его зарегистрирует, то Лиана Меладзе получит право распоряжаться именем звезды по своему усмотрению. Юристы убеждены, что так продюсер хочет удержать клиента у себя.
Вера Брежнева — это сценический псевдоним российской певицы украинского происхождения Веры Киперман (в девичестве Галушка). Эстрадное имя для звезды придумал бывший продюсер группы ВИА Гра Дмитрий Костюк, где Брежнева начинала карьеру. Поводом якобы послужило то, что Вера Галушка и генсек Леонид Брежнев — уроженцы украинского города Днепродзержинск. Однако в получении патента на словосочетание «Вера Брежнева» заинтересован не его автор, а новый продюсер исполнительницы, выступающей теперь уже сольно, — Лиана Меладзе.
Она подала заявку на регистрацию товарного знака «Вера Брежнева» в Роспатент. Стоит отметить, что Лиана Меладзе регистрирует «Веру Брежневу» исключительно на себя, а не на продюсерский центр Velvet Music, соучредителем которого является, пишет «Маркер».
По мнению юристов, таким образом продюсер желает удержать у себя артистку и пытается приобрести дополнительные рычаги управления немузыкальной деятельностью подопечной. С защитой и продвижением артиста, по мнению экспертов авторского права, это никак не связано.
«Многие организационные и художественные функции, связанные с привлечением финансирования, выбором сценического образа, подбором и созданием репертуара, позиционированием в музыкальной среде, выбором маркетинговой стратегии осуществляет именно продюсер. И поскольку вложения в раскрутку могут быть значительны, продюсеры обращают внимание и на такой актив, как имя или псевдоним артиста, ведь именно с ними ассоциируется конкретный человек, а значит, и всё, что он делает», — говорит Виктор Пастернак, партнер юридической фирмы «Пастернак, Мартынюк и партнеры».
По его словам, практика регистрации имен и псевдонимов эстрадных звезд пришла с запада, где задача коммерциализации всего, что связано с артистом, стоит на первом месте. Одним из способов получения преимуществ на рынке, обеспечения монополии на использование известного бренда, которым к какому-то времени становится имя или псевдоним артиста, как раз и является регистрация товарного знака.
Продюсер не может получить патент без согласия своего звездного клиента или его наследников. Если артист меняет продюсера, то зарегистрированное имя переоформляется на тех условиях, которые предлагает действующий владелец.
Говорить об универсальном подходе к проблеме регистрации имен и псевдонимов артистов в качестве товарных знаков не приходится. В настоящее время формируется судебная практика, касающаяся таких случаев, а опыт самих артистов иногда подсказывает стратегические ходы как продюсерам, так и самим звездам, убежден адвокат. Один из недавних примеров такой судебной практики — спор о правах на имя «Дима Билан» между наследниками продюсера Юрия Айзеншписа и певцом Димой Биланом (названным при рождении Виктором Беланом). Псевдоним артиста тоже был запатентован продюсером, и его вдова хотела лишить певца права выступать под этим именем, однако иск выиграл певец.
Адвокат Димы Билана Евгений Пармут сообщил, что считает одной из самых больших глупостей, совершаемых продюсером, регистрацию имени звезды в качестве товарного знака в надежде на то, что это может как-то повлиять на его музыкальную деятельность.
«Творческий псевдоним или имя — это личное неимущественное право, которое не отторгается и не отчуждается ни при каких обстоятельствах», — сообщил Пармут. По его словам, в части ведения концертной деятельности артист всегда сможет отстоять свое имя. Другое дело, если артист будет выпускать под своим именем товар — тогда ему потребуется получать разрешение правообладателя. Евгений Пармут убежден, что продюсеры регистрируют имена звезд на себя, чтобы иметь дополнительные рычаги воздействия на своих клиентов.
|