Бутусов презентовал книгу
Пресс-конференция Вячеслава Бутусова, посвященная выходу его новой книги «Архия», состоялась на московской книжной выставке-ярмарке на ВВЦ. В мероприятии приняли участие соавторы Бутусова. В качестве ведущего выступил Евгений Денисов – представитель издательства «Никея», выпустившего книгу. Он признался, что изначально хотел от музыканта немного другой книги, но потом неожиданно выяснил, что тот затеял интереснейшее автобиографическое произведение.
К тому же выход книги удачно совпал с 50-летием Бутусова (при этом Денисов напомнил, что эта дата как раз и является юбилеем в исконном, библейском, смысле слова), поэтому христианские аллюзии «Архии» оказались как никогда к месту.
Одну из глав книги - «Пробужденная нежность» - написала в соавторстве с мужем супруга музыканта Анжелика Эстоева. Она призналась, что работалось ей легко и просто, и никаких мук творчества она не испытывала. «Я руководствовалась исключительно движениями своей души и следовала за своим вдохновением», - бесхитростно констатировала Эстоева и напомнила, что «Пробужденная нежность» представляет собой диалог двух любящих душ.
Сам Бутусов пространно объяснил значение концепта «пробужденная нежность», заметив, что каждый человек в определенный момент пробуждается от тяжкого греховного сна, чтобы увидеть все чудеса мира.
Художник книги Александр Коротич подтвердил, что новая книга Бутусова, как и любое другое стоящее литературное произведение, строится на сочетании игрового и любовного начал. «Когда читаешь первую часть, то сталкиваешься с биографическим повествованием и обилием каких-то анекдотов, – заметил Коротич. – Кажется, что так пойдет и дальше, но каждая из последующих глав открывает нам принципиально иной мир.
Желая отобразить многокрасочность этих миров, я оформил обложку и шмуцтитулы сочетанием разноцветных шариков». Не желая обеднять фантазию Бутусова и ограничивать восприятие его читателей, Коротич намеренно отказался от любимого музыкантом черного цвета и от пресловутых сценических снимков.
Черный цвет действительно не очень подходит к этому изданию. Так, одна из поклонниц Бутусова, присутствовавшая на пресс-конференции, заметила, к вящему удовольствию автора, что любые его прозаические произведения волей-неволей заставляют читателя расплыться в блаженной улыбке.
Подтвердила эту мысль и автор пространного предисловия к «Архии» - филолог Марина Журинская. «Год назад я была в больнице между жизнью и смертью – хотя умирать совсем не желала, - призналась она. - По одну руку у меня была кислородная подушка, а по другую – две книги Вячеслава Бутусова – «Виргостан» и «Антидепрессант».
Вопреки мнению многих, жизнь во мне поддерживал не кислород, а эти произведения. Если в «Антидепрессанте» мне виделось продолжение традиций обэриутов, то «Виргостан» являл собою нечто более совершенное. Что касается «Архии», то здесь я вижу целомудренную прозу – в том плане, что автор целостен и мудр.
Кого-то из авторов тянет в бездну, кто-то, напротив, пытается оттолкнуться от земли. У Бутусова есть ценный дар пребывать здесь и сейчас, в плоскости этого мира. Писать серьезно, цельно, без стеба – это и есть главные признаки добротной христианской прозы. И купола с крестами тут ни при чем – хотя у Бутусова они тоже есть».
О христианской подоплеке «Архии» поведал сам Вячеслав Бутусов. Он отказался считать свою новую книгу исповедью, заметив, что в моменте покаяния всегда есть нечто иррациональное и неосознанное, а в случае с «Архией» речь идет скорее о попытке откровенно поговорить с читателем.
«Я бы назвал это генеральной уборкой – когда весь хлам выбрасываешь вон, а нужные вещи раскладываешь красиво и по своим местам», - афористично заключил автор. Бутусов охотно ответил на вопрос о переоценке многих старых текстов группы «Наутилус Помпилиус» с православной точки зрения. К некоторым из них он сейчас относится болезненно.
«Момент раскаяния если еще не настал, то… - тут Бутусов выдержал долгую мучительную паузу и добавил: – То уже близок. О некоторых песнях вспоминать сейчас просто неприятно. Обещаю, что в следующие 50 лет я буду исправляться». Среди любимых писателей Бутусов выделил Милорада Павича, однако заметил, что, когда стал активно писать, практически прекратил читать.
О совмещении занятий живописью, музыкой, поэзией и прозой он сказал, что такая всеядность закаляет восприятие, сравнив смену деятельности с прыжком в холодную воду. Возможности возврата к архитектурной карьере Бутусов тоже не исключил и признался, что в этом случае он первым делом спроектирует новый павильон для книжных ярмарок, которые до сих пор пробуждают в нем детский восторг. Об этом сообщает InterMedia.
|