«Ю-Питер» - «Цветы и тернии»
«Союз». Релиз диска состоялся в декабре.
«Наутилус Помпилиус» - это не только статичные позы и рвущие душу интонации, но и стихи Ильи Кормильцева. Большинство классических песен «Нау» написаны тандемом композитора Вячеслава Бутусова и поэта Кормильцева.
У Бутусова были и собственные тексты, но он явно не чувствовал себя в амплуа поэта органично на сто процентов. Потом творческие пути Бутусова и Кормильцева разошлись, а затем поэт умер. Вячеслав Бутусов давно научился обходиться без экс-соратника – к тому же и изменившееся время больше не требовало от песенных текстов пронзительных интонаций.
В своей новой группе «Ю-Питер» Вячеслав Бутусов добился нескольких музыкальных удач, фрагментами даже сохранив актуальность, которой давно не могут похвастаться его сверстники-коллеги. Среди текстов тоже попадались неплохие, картины по крайней мере они не портили, хотя Бутусов-поэт мог увлечься какими-то малопонятными абстракциями.
Как бы то ни было, познакомившись с поэтом Александром Логиновым, лидер «Ю-Питера» явно испытал облегчение. Мысли и приемы г-на Логинова оказались созвучны музыке Вячеслава Бутусова, и последний написал на его стихи целый, за редкими исключениями, альбом «Цветы и тернии».
Новым Кормильцевым Логинова мы объявлять не будем, но тандем сложился весьма толковым: трагизма и социальщины нет, но этого теперь и не требуется. Зато философия Бутусова благодаря текстам нового автора стала чуть конкретней и понятней, а музыка «Ю-Питера» под эти стихи звучит естественно и невымученно, вдохновляя группу на аранжировочные фантазии и эксперименты. Еще одна песня на альбоме написана на текст супруги Бутусова Анжелики Эстоевой, а самая известная – «Дети минут» - на стихи Виктора Цоя.
Доделав песню, для которой Цой не успел написать музыку, Вячеслав сумел сохранить как дух группы «Кино», так и собственную манеру. Получился вряд ли хит, но очень крепкое произведение. Вообще постоянное общение с наследием Цоя (в «Ю-Питере» играет гитарист «Кино» Юрий Каспарян, и группа нередко играет песни Цоя) не могло не наложить отпечаток и на композиторские приемы Вячеслава Бутусова.
Так, открывающая «Цветы и тернии» композиция «Глаза» вполне могла бы принадлежать группе «Кино» - поэт Логинов тоже с удовольствием включился в игру и написал текст из рубленых строчек в стиле Виктора Цоя. К счастью, Бутусов слишком самодостаточен, чтобы увлекаться апологетикой, и следующая песня «Скалолазы» напоминает скорее ранний «Нау», что-то типа «Гороховых зерен», с поправкой на возросшее аранжировочно-инструментальное мастерство.
«Это» - вкрадчивая баллада специально для поклонников Бутусова, «Прятки» отличаются прекрасным гитарным вступлением, а в «Что же я такого» слышны отголоски советских ВИА.
В «Чистом плюсе» и «Враге» солист делает небезуспешные попытки отойти от своего меланхолического пения, и получаются почти что боевики. Затем идут песни «Цветок» и «Терновник», символизирующие основную мысль альбома, что при всей их кажущейся противоположности цветы не всегда легко отличить от терний.
А композиция «Невесомость» демонстрирует умение поэта Логинова выводить бытовые зарисовки на философские выводы. Возможно, дальнейшее сотрудничество Бутусова и Логинова приведет к более ощутимым открытиям, однако уже сейчас они сделали ладно скроенный альбом, как минимум половина песен которого достойна попадания в «Чартову дюжину».
Оценка: ***.
Алексей МАЖАЕВ.
|