Женя Рассказова – «Внутри нее»
АСТ/«Астрель». Книга вышла в свет в сентябре.
У «фабрикантки» Жени Рассказовой, которая предпочитает называть себя, как в школе, Рассказовой Женей, это уже третья художественная книга – музыкальных альбомов у нее меньше. Раньше читать ее литературные произведения мне не доводилось, хотя я пытался проглядывать ее рубрику о шоу-бизнесе в «Звуковой дорожке» «МК».
Увы, ее заметки дочитать до конца почти никогда не удавалось, потому что Женя взвалила на себя невыносимую ношу: она хотела одновременно демонстрировать чувство юмора, в каждой строчке напоминать о том, что она литератор, и, пиша о реальных коллегах, старалась ни с кем не поссориться и даже не задеть. Из-за такого нагромождения противоречащих друг другу задач на выходе получается нечто вымученное, тяжеловесное и свидетельствующее скорее о писательских амбициях, чем о журналистском таланте.
Как ни странно, большие формы и выдуманные истории даются Рассказовой лучше. Жанр «Внутри нее» обозначен как роман – похоже, сейчас так называют любую прозу, где больше 60 страниц. Часть повествования ведется от лица частного детектива, которого девушка Мария наняла, чтобы тот помешал девушке Еве купить дом ее мечты. При этом Мария дала сыщику свою же фотографию.
Параллельно развиваются пересекающиеся сюжетные линии Евы и Марии: читателю не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что это одна девушка. Правда, две стороны ее личности друг другу противоположны: Ева – прекраснодушная начинающая художница не от мира сего, Мария – расчетливая карьеристка, использующая людей и легко переступающая через них.
Не раскрывая до поры до времени интригу этой двойственности, Рассказова Женя не заморачивается описанием механизма, переключающего героиню с Марии на Еву и наоборот – что не может не напрягать внимательного читателя.
Ему предлагается дождаться, пока стареющий, теряющий интерес к жизни и много пьющий детектив очень постепенно распутает клубок и догадается, кому его искать и что делать. Финал опять-таки предсказуем, как и «типа неожиданный» сюжетный выверт в последней главе.
У автора временами неплохо работает фантазия, да и наблюдательности Жени Рассказовой в некоторых моментах нужно отдать должное. Но чтобы стать настоящим писателем, нужно еще много работать – тренироваться, наблюдать, меньше вращаться в шоу-бизнесе и т.д.
Язык повествования довольно бойкий, хотя без банальностей и штампов не обходится: «По мере поступления нефильтрованной жидкости в мой организм настроение заметно улучшалось»; «От осознания того, что Ева открыла для себя сегодня, ее переполняли эмоции, захотелось улыбнуться солнцу и небу».
Диалоги то нормальные, то будто из отечественных телесериалов, ну, и о прорисовке характеров говорить не приходится: характеров нет вообще, есть только двигающие сюжет поступки, да и те в ряде случаев описаны весьма примерно.
Попытки Евы познать себя и мир сводятся к невнятным красивостям, словно из девичьих дневников, а бизнес-достижения Марии прорисованы редким пунктиром – автору заметно не хватает жизненного опыта или специальных знаний. Собственно, и вся эта линия про провинциальную сироту, которую сначала никто не берет на работу, а потом она открывает сеть баров, взята будто из тех самых сериалов. Тем не менее в качестве легкого чтива книжка вполне подойдет: читается быстро, раздражает минимально, забывается мгновенно.
Оценка: ***.
Алексей МАЖАЕВ.
|