«Ленинград» - «Последний концерт “Ленинграда”»
«Союз». Релиз диска состоялся в сентябре.
Не успел этот диск попасть на прилавки, как утратил актуальность в связи с возобновлением деятельности группы «Ленинград». Объявлены реюнион-концерты, и Шнуров опять фонтанирует новыми песнями.
Песни вряд ли лучше старых, но билеты продавать надо – и лидер «Ленинграда» повышает процент провокативности: новинки звучат либо грубее обычного, либо будоражат больные темы. Самый яркий пример – «Химкинский лес». Не очень тонкий наезд на озабоченных политикой коллег не делает чести Сергею Шнурову как талантливому автору, но вызывает резонанс. Высказаться о том, какую Шнур написал… дурацкую песню, посчитали нужным тысячи блогеров – таким образом сделав возвращению группы на сцену серьезную рекламу.
В свете этих событий на «Последний концерт», превратившийся в еще одну иллюстрацию подходящего для многих наших звезд анекдота про «прощается и не уходит», нужно взглянуть по-новому. Утратив прощальный статус, диск остался собранием условно лучших песен «Ленинграда», иллюстрирующим как разные вехи в истории группировки, так и ее сильные и слабые стороны.
К первым, несомненно, относится концертный драйв, ко вторым – неразборчивость в средствах достижения оного. В первые годы существования «Ленинграда» группа выполняла неожиданно оформившийся социальный заказ офисных работников, мечтающих о настоящем отрыве. Шнуров и компания отчаянно рубились на сцене, грязно матерились и устраивали на сцене натуральный психдом – то есть делали все то, чего не существовало в жизни их зрителей.
Концерты «Ленинграда» были чистой воды сублимацией – по крайней мере для публики, музыканты-то, пока силы были, поддерживали имидж ухарей-бухарей и в быту. Вкусовые провалы в ту пору у Шнура были просто дикие, но на это мало кто обращал внимание, к тому же местами у него получались крайне складные образы. Но и провалы стали «классикой», документами эпохи, и попали на этот диск – см., например, песни «Пидарасы», «Все это рейв» и «День рождения». Фактически «Ленинград» спустя десять лет повторил эффект «Ласкового мая».
Публика конца 80-х отлично понимала, что это очень плохая музыка – но с «Белыми розами» и «Седой ночью» поневоле связаны какие-то истории взросления. А под песни «Ленинграда» в конце 90-х люди отрывались так, как никогда и нигде больше не отрывались; запомнилось это, а не немотивированный фак-перефак солиста. Потом Шнуров повзрослел (в отличие от части его слушателей), оказавшись гением самопиара, а также моментами точным трендсеттером и едким наблюдателем.
Самопиар у него получался более чем естественным – говорить о нем заставляли как происходившие всегда вовремя антиобщественные поступки, так и мелодии с текстами. Песни «www» и «Мне бы в небо» обнаружили в нем даровитого композитора, а произведения вроде «Свободы» и «Менеджера» - человека, который при всем разгильдяйском имидже «сечет фишку» похлеще некоторых коллег.
Шнур не забывал спародировать хит, переречитативить рэперов или простебать социальную язву, при этом оставаясь вполне «танцевальным» исполнителем, главное предназначение которого – заставить публику потеть в пьяном угаре. Большинство песен «Последнего концерта» все-таки направлены именно на это.
И, кстати, после прослушивания пластинки остается ощущение, что «Ленинград» здесь олицетворяет какую-то ушедшую эпоху. Сможет ли Шнуров, вернувшийся под лозунгом «Снова живы для наживы», опровергнуть эту мысль? Вот не уверен.
Оценка: ***.
Алексей МАЖАЕВ.
|