на главную
Новости
Дискография
Фильмография
Фильмы
Фотографии
Книги
Статьи
Интервью
Аукцион
Концерты
Аккорды
Хронология
Рисунки
Тексты
Д/фильмы
Memphis
Graceland
Передачи
Рекорды
Мероприятия
50-е
Для поклонников
ТВ-программы
Чат
Ссылки
Форум
Гост Книга

Максим Леонидов – «Дикая штучка»

«Монолит». Релиз диска состоялся в ноябре.

Несколько песен Максима Леонидова – как времен бит-квартета «Секрет», так и более поздних – абсолютно точно забронировали себе место в истории, что, конечно, не повод для артиста, как сформулировала героиня Мордюковой в «Родне», «на печи сидеть и смерти ждать». Леонидов и не сидит, продолжая сочинять неплохие песни и выпускать альбомы – вот только в какой-то момент он оказался вне актуальных форматов и не очень беспокоился по этому поводу.

Пара предшествующих «Дикой штучке» пластинок вообще оказалась услышанной лишь верными фанатами, выйдя без какого бы то ни было медиа-шума. Но с новым альбомом Леонидов решил пошуметь. К способу записи «Дикой штучки» мы скоро вернемся, а пока отметим, что диск вышел на заметном лейбле, при хорошей пресс-поддержке, релиз сопровождался автограф-сессиями, а композиция «Письмо» возглавила «Чартову дюжину» на «Нашем радио», которое довольно долго игнорировало любые леонидовские новинки. «Письмо», конечно, из тех вневременных песен, какие взламывают чарты вопреки любой конъюнктуре и остаются со слушателем на годы, но штука в том, что Максим Леонидов (как и, например, группа «Високосный год») всегда умел делать подобные песни – но далеко не каждая замечалась радиостанциями, особенно в последнее время.

Записывая этот альбом, артист отказался от услуг постоянного сопровождающего «Hippoбэнда» и нашел музыкального продюсера и аранжировщика аж в Канаде. Несмотря на то, что его зовут Кирилл Широков, подход к саунду и мышление у него абсолютно западные, как и музыканты, которым было доверено прописывать инструментальные партии. Большая часть записи прошла в Канаде – Леонидов явно сделал на альбом серьезную ставку, и не стоит удивляться, что и в пиаре пластинки он тоже сошел с накатанных рельсов (запущен даже слух о конфликте с московской мэрией из-за текста заглавной песни). Свежий продюсерский взгляд пошел музыке Максима на пользу: не перетягивая у сочинителя одеяло, канадские аранжировки придали песням новые краски, на которые вряд ли способны были его основные музыканты – хотя бы в силу сложившихся музыкальных привычек.

Вместе с тем нужно четко осознавать, что Леонидова не будут слушать ради аранжировочных экспериментов – внятные мелодии и умный ироничный текст в его песнях гораздо важнее оформительских прибамбасов. Как Армену Григоряну бесполезно переименовывать «Крематорий» в «Третьего ангела» и принимать в группу самых прогрессивно мыслящих музыкантов, так и Максиму Леонидову бессмысленно было бы отталкиваться от чего-то, кроме сонграйтерства. К счастью, он этого делать и не стал: относительно непривычные аранжировки подстраивались под его манеру, а не наоборот. И, на самом деле, если бы на альбоме не было хороших песен, его бы не спасла никакая Канада. Но они тут есть, поэтому можно рассуждать о том, что нет принципиальной разницы, где и как их записывать. Доверимся же в этом вопросе творцу, который, на мой взгляд, на сей раз нашел для своих картин очень правильные рамы.

Несмотря на задорный слоган «Идите к черту с вашим рок-н-роллом», в этом альбоме Леонидов неплохо прибавил в здоровой агрессивности, выразившейся как в «анти-рок-н-ролльной» песне, так и в «Дикой штучке», повествующей об опасных забавах супруги некоего градоначальника. Даже ностальгическая «На солнечной стороне Невского» звучит энергично и отнюдь не печально. Впрочем, Леонидов-лирик тоже никуда не делся: «Волшебство у нее внутри», «Шоссе воспоминаний», «Моя любовь» и «Когда-нибудь» на радость поклонникам наследуют «Девочке-видению» и «Не дай ему уйти». В «Смотреть на звезду Тайбо» автор отдает очередную дань уважения Борису Гребенщикову, а в песне про козу «Бирюза» как-то неловко, на мой взгляд, шутит.

Будем считать этот единственный на пластинке случай отказа вкуса компенсацией за гениальность «Письма». И не такая уж вроде бы оригинальная идея с письмом самому себе в прошлое – но как, черт возьми, Леонидов это делает! Какой простой мелодией, какими неброскими на вид словами царапает слушательские души: «Уломай отца, чтоб сходил к врачу – и, может быть, удастся его спасти… Не спеши, дружок, заводить семью, ждет тебя любовь через много лет». И форматы шоу-бизнеса, к счастью, по-прежнему бессильны по сравнению с песней, заставляющей публику плакать.

Оценка: ****.

Алексей МАЖАЕВ.