«Воскресение» - «Все сначала»
«Союз». Релиз диска состоялся в сентябре.
Надпись «переиздание» на обложке сначала сбила меня с толку – никак я не мог вспомнить в дискографии «Воскресения» альбома «Все сначала», трек-лист которого к тому же состоял бы сплошь из лучших песен группы. Потом выяснилось, что к 30-летию коллектива был перевыпущен одноименный сборник, первоначально вышедший в свет в 2001 году. Новое издание дополнено парой бонус-треков и представляет собой хороший подарок любителям раннего русского рока. «Вы не замечали, что все песни на свете – про облом? Кроме произведений Владимира Шаинского», - спросил меня как-то Алексей Романов, когда я пришел в его маленькую квартирку в Конькове брать одно из первых в своей жизни интервью.
Насчет всех песен на свете не берусь рассуждать, но если брать хорошие песни, то мэтр, пожалуй, прав – большинство повествует про облом и заставляет погрустить и задуматься. Ну а для «Воскресения» это стало творческим принципом – даже развеселая «Баба» намекает на печальный финал. Подобное настроение, выраженное с помощью очень точных слов и мелодий, оказалось созвучно целому поколению, которое справедливо не поверило в свет в конце тоннеля, забрезживший в 90-е годы. «Воскресение» никогда не делало в песнях политических заявлений, но оно затрагивало более важные мировоззренческие проблемы – смысл жизни, тщетность некоторых усилий, призрачность счастья…
Думается, и в новом поколении найдутся люди, которым захочется вслушаться в песни «Сон», «Случилось», «Я привык бродить один», «По дороге разочарований», «Кто виноват», «В жизни, как в темной чаще» и т.д. Нет, с годами в этих композициях не откроются новые глубины и смыслы – но имеющихся простых и доходчивых слов хватит, чтобы посмотреть на свою жизнь повнимательнее. Поэтому подобные этому сборники «Воскресения» выдержат еще не одно переиздание.
Став одной из легенд русского рока, «Воскресение» сильнее многих прочих легенд пострадало за это. Команду, не имевшую ничего общего с оптимистичным советским искусством, прессовали и запрещали, а Алексей Романов вообще угодил в следственный изолятор. Помыкавшись под чужими именами, в середине 90-х «Воскресение» возродилось в новом составе и новом качестве. С тех пор группа выпустила только один номерной альбом, но нельзя сказать, что она превратилась в сугубо ностальгический проект. Участники «Воскресения» заняты тем, что придают старым песням новые форму и содержание. Команда стала акустическим квартетом, участники которого играют концерты сидя, ироничный Романов уступил место основного вокалиста печальному Андрею Сапунову, инструменталисты уверенно движутся к полному совершенству. Именно в таком виде и качестве записаны и переизданы старые песни на «Все сначала».
И вы знаете – мне не близка эта трактовка. Я бы охотно поменял тоску Сапунова на хитрый прищур Романова, а выверенные партии красивой гитары – на рок-н-ролльный драйв. Ну, может, не поменял бы, а добавил острых ингредиентов. В принципе, песни «Воскресения» никогда не были особенно шумными, но и настолько травянисто-акустическими они не были тоже. На картошке на первом курсе института я впервые услышал визборовское «Солнышко лесное» и потом, узнав авторскую версию, удивлялся, почему так неправильно она поется. То же сейчас с «Воскресением». Песни великие, спору нет – но исполняться они должны не так мудро и спокойно, как на этом сборнике. И даже, пожалуй, не так, как в оригинальных записях. А так, как их голосили во дворах под гитару.
Пусть авторы не обижаются – вышесказанное означает, что им удалось сочинить десяток народных песен, что получается далеко не у всех. Но следующий юбилей им стоит отметить выпуском трибьюта – возможно, он прозвучит подрайвовее, чем очередное переиздание.
Оценка: ****.
Алексей МАЖАЕВ.
|