на главную
Новости
Дискография
Фильмография
Фильмы
Фотографии
Книги
Статьи
Интервью
Аукцион
Концерты
Аккорды
Хронология
Рисунки
Тексты
Д/фильмы
Memphis
Graceland
Передачи
Рекорды
Мероприятия
50-е
Для поклонников
ТВ-программы
Чат
Ссылки
Форум
Гост Книга

«Сплин» - «Сигнал из космоса»

Navigator Records. Релиз диска состоялся 23 сентября.

О новом альбоме «Сплина» сразу стали спорить в интернете, причем в очень серьезных тонах: вот эти песни хорошие, а эти не очень, вот тут Васильев исписался, а тут не исписался, и вообще получилось слишком длинно (18 песен, 60 минут). Насколько мне известно, лидер команды не особенно пристально следит за сетевыми отзывами о себе, иначе наверняка вдоволь навеселился бы над комментаторами. Ведь даже легкомысленное название альбома, более свойственное какой-нибудь группе «Манго-Манго», подает слушателю определенный сигнал: не берите в голову, мало ли что Александру Васильеву из космоса надуло.

На мой взгляд, диск хорош именно своей эклектичностью и антиконцептуальностью. Даже треки, которые больше похожи на репризы, чем на песни, здесь абсолютно на своем месте, выполняя, в частности, роль переключателей настроения. Грань между серьезными и стебными (но неизменно при этом интересными) текстами здесь весьма тонка – как, впрочем, и грань между русским роком, к лидерам которого «Сплин» традиционно причисляют уже много лет, и альтернативной музыкой. Возможно, это и сбивает с толку потребителей, настроившихся на определенную волну и ожидавших от альбома чего-то конкретного. Им нужно просто расслабиться – тогда и удовольствие от прослушивания неминуемо. А если все же нужно подвести под музыку альбома какую-то концепцию – пусть это будет психоделическое космическое путешествие.

Начинает «Сплин» с крайне жесткой по аранжировке «Настройки звука». Стоунер-звук сменяется меланхоличной «Дыши легко» - что-то мне подсказывает, что именно такая вещь заинтересует программных директоров радиостанций с их консервативными вкусами. Между тем, хотелось бы им порекомендовать следующий трек - «Добро пожаловать», очень добрую и светлую песню то ли о визите дружественных инопланетян, то ли о рождении ребенка.

И да не смутит никого полутораминутное инструментальное вступление. Вообще после рождения сына в поэзии Александра Васильева стали чаще проскальзывать автобиографические моменты. Так, фразой «сын растет так быстро» завершается песня «Больше никакого рок-н-ролла» с ее утрированным текстом о рок-н-ролльном образе жизни и заманчивым смешением в аранжировке рэпкора со струнным квартетом. «Вниз головой» - одна из самых мелодичных композиций альбома, которую дополнительно украсило участие детского хора. Далее на альбоме приходит время психоделии, сначала медитативной («Чердак», «Зеленая песня», похожая на «Скажи», и «Камень»), а потом довольно мрачной. Короткий «3007-й» бьет по мозгам откровенным сообщением «Шел 3007-й. Я умер», «Без тормозов» радует глумливым фальцетом, которым Васильев пропевает заглавную фразу.

Следом идет вовсе уж истеричный трек «Корабль ждет!», призванный окончательно развеять мечты тех, кто ждал от «Сплина» внятного и серьезного высказывания. Социопатическую тему продолжает песня «Человек не спал» - здесь большее удовольствие получаешь от текста, чем от музыки. Следующий номер «Ковчег» - привычный и типичный «Сплин»; строки «Скоро родится на свет человек, он подрастет и построит ковчег» написаны в ожидании рождения сына. Контрастным душем после «Ковчега» оказывается «Выпусти меня отсюда» - сложно вспомнить, играла ли раньше группа столь же агрессивно и пел ли Александр в таком яростном темпе.

В «Письме» Васильев – отменный поэт-лирик: фраза «не волнуйся, я не посвящу тебе больше ни строчки» оцарапает каждого, кому приходилось пережить расставание. «Все так странно» - фактически эпиграф к альбому, короткий и загадочный. «Вальс» - печальная колыбельная, Александр Васильев называет ее «блокадной». На финал пластинки закономерно оставлена мягкая «До встречи!»: «Меня не надо провожать, мы не увидимся опять – до встречи!»

Васильев не кокетничал, призывая особенно внимательно отнестись к песням с первой по восемнадцатую: парадоксально, но «Сигнал из космоса», собранный на первый взгляд из мало сочетаемых кусков, нужно слушать именно что целиком. В этом случае они складываются в немного странную, но красивую картину.

Оценка: ****.

Алексей МАЖАЕВ.