«Нашествие» спалило солнце
Музыкальный фестиваль «Нашествие-2009» прошел с 10 по 12 июля на поле поселка Тверской области Большое Завидово.
По данным организаторов, мероприятие посетило около 100 тыс. зрителей. Географию фестиваля можно было определить по традиционным флагам, которые помимо место проживания зрителей (Владивосток, Тверь, Йошкар-Ола), указывали на их музыкальные пристрастия («Алиса», «Пилот», «Ночные снайперы», «Ы!»), выражали протестные и призывные настроения («Верните Твери «Наше радио», «Даешь Драйв!»), констатировали эмоциональные состояния («Хорошо!»).
По сравнению с предыдущим годом организация праздника «Нашествие» была на порядок выше. Благодаря увеличенной в три раза территории фестиваля и дренажной системе шедший практически весь первый день дождь почти не оставил следов на огромном фестивальном поле и, как сказали организаторы фестиваля, «мы не утонули в грязи». Грязь образовалась только в местах большого скопления людей, возле туалетов у главной сцены и площадок у палаток с едой, и машин, на общей автостоянке. Кстати говоря, количество «мест общего пользования» в этот раз значительно увеличилось, что позволило содержать их на более высоком уровне.
Возросло и число предприятий с провизией, расположенных на территории фестиваля. С этим, однако, был связан и большой недостаток мероприятия: цены на еду достигали порой немыслимых значений. Так, например, пластиковый стаканчик чая стоил в разных местах 30, 50 и 100 рублей, а стоимость банки пива варьировалась в зависимости от марки напитка от 100 до 150 рублей. Такой ценовой уровень, как сказал продюсер фестиваля Андрей Матвеев, устанавливали сами предприятия питания.
Еще одним недостатком «Нашествия -2009» стала «пробка» на главном входе. Давка была настолько сильной, что едва не стала причиной несчастного случая. Как объяснил журналистам на итоговой пресс-конференции Андрей Матвеев, это произошло из-за повышенных мер безопасности и большого количества зрителей. «В отличие от прошлого года, основной поток зрителей пришелся на пятницу, что и создало такой трафик», - сказал он.
Но, несмотря на все организаторские недочеты и проколы, главным испытанием для жителей «Нашествия» вновь стала погода. На этот раз ситуация сложилась по-другому: вместо почти непрекращающегося дождя прошлого года, в течение двух дней фестиваля зрители были пленниками палящего и беспощадного солнца. Положение усугублялось отсутствием воды в кранах-умывальниках и мало-мальски просторной тени. Частично проблема была решена за счет охлаждающей пыл водяной струи, которой периодически орошала публику «вип»- и фан-зон специально пригнанная пожарная машина.
По этому поводу Сергей Галанин, явившийся свидетелем первого такого действа, пропел строку из песни «Have You Ever Seen The Rain». Зрители же общей зоны спасались от очередного климатического катаклизма, накрывшего фестиваль, подручными средствами: обливались водой, пивом, сооружали с помощью спальников и палаток теневые навесы. Впрочем, все эти трудности не помешали удовлетворить основные потребности народа: в хлебе – в случае с «Нашествием», в пиве – его было предостаточно, и в зрелищах – примеры его можно было наблюдать на двух сценах фестиваля, «главной» и «малой», а также на фестивальном поле и над ним.
Широкое разнообразие «хлеба», а также изобретательность и смекалка русского человека, сумевшего пронести на территорию фестиваля запрещенные напитки, дало простор для реализации творческих и физических способностей «нашествующих».
Так, пустые банки из-под пива в их руках превратились в материал для создания ирокеза и опорных конструкций для флага, а пустые коробки от «социальной воды», 5-литровых банок, - основой для шутливой «головы» - маски, в которую поочередно облачались некоторые зрители, становясь объектом для фотокамер. Точно так же местной достопримечательностью стали принявшие «на грудь» «русские богатыри», демонстрировавшие навыки вольной борьбы в единственной выжившей при тридцатиградусной жаре луже грязи.
С точки зрения организации мероприятия, ассортимент легкого спиртного напитка, иными словами – отсутствие генерального (пивного) спонсора, стало серьезным испытанием для «Нашествия». Как напомнил продюсер мероприятия Андрей Матвеев, еще ни один из отечественных музыкальных фестивалей не пережил такого эксцесса: ни «Максидром», ни «Крылья».
Во второй день «праздника» зрители стали свидетелями авиа-шоу, показательных выступлений пилотажной группы «Русские витязи», самолетов МиГ-29 и Су-27. Искусно исполненные фигуры высшего пилотажа «колокол», «петля Нестрова», «ухо», «тюльпан» и др. вызвали соответствующую реакцию завороженной публики: аплодисменты и общее патриотическое скандирование «Рос-си-я!». Кроме того, посетители «Нашествия -2009» могли посмотреть на реконструкцию французской битвы времен средневековья и стать ее участником, а также – поиграть в настольные игры и поучаствовать в различных промо-акциях, проводимых спонсорами фестиваля.
День первый.
К тому времени, как на главной сцене фестиваля появился Илья Лагутенко, ливший на протяжении всего дня дождь прекратился. Солист напомнил, что «Мумий тролль» не в первый раз является первопроходцем на фестивале. «Что «Мумий Тролль» открывает, тому долго жить», - сказал он в перерыве между песнями. Основой сета «группы с берегов японского моря» стали любимые песни слушателей «Нашего радио»: «Ранетка», «Утекай», «Дельфины», «Владивосток-2000», «Медведица», «По любви», с измененными кое-где аранжировками и словами. «Знаешь – знаю», - спел в «Дельфинах» Илья Лагутенко. Кроме того, «Мумий Тролль» отыграли несколько песен с альбомов последних лет. На одной из них, закрывающей сет и всегда импровизационной, «Рок-н-ролл, поспи», Илья Лагутенко, ввергая в шок организаторов, поджег свою гитару, предварительно закрепив ее на микрофонной стойке с помощью скотча и облив керосином. До этого г-н Лагутенко сообщил всем, что с ним вместе на «Нашествие» приехала его дочь, и это первый рок-концерт в ее жизни.
Группа «Браво», хедлайнер первого дня, в свою очередь предложила всем «вернуться к истокам» и зарядила на главной сцене «настоящий рок-н-ролл», представленный не только всем известными композициями («Вася», «Желтые ботинки», «Король оранжевое лето», «Старый отель» и др), но и редко исполняемыми на больших фестивалях («Пилот 12-45», «Держись, пижон», блюзовой «Буги-автостоп» и недавно выпущенными «Париж» и «36 и 6»). Практически все выступление «Браво» сопровождалось танцевальными номерами в исполнении «стиляг», одетых в красно-белые костюмы той эпохи. Некоторые песни группа снабдила видеорядом.
Так, во время «Добрый вечер, Москва» на экранах транслировались кадры из истории столицы, а в конце завершающей сет «Синее, синее небо» - фотографии ушедших рок-н-ролльных артистов. Кроме того, под занавес композиции «Париж» лидер «Браво» Евгений Хавтан утвердил мини-манифест, в котором помимо прочего были и слова «я не верю политикам, я не верю синоптикам, мне не нравится сегодняшнее телевидение, <…>, думаю, здесь много тех, кто со мной согласен».
Субкультурную тему 50-х органично завершила кинокартина Валерия Тодоровского «Стиляги», запущенная на экранах главной сцены.
День второй.
Второй день фестиваля открывала сценическая постановка с шарами, на каждом из которых было нарисовано по букве. Вместе они складывались в сообщение: «День 2. Нашествие». Музыкальную программу должна была начинать «Пелагея», но из-за некоторых обстоятельств ее выступление было перенесено на более позднее время. Как сказала сама певица, вышедшая на сцену, ее музыканты застряли в Московской области, а без них она выступать не может. В качестве компенсации она подарила зрителям несколько строк «Нюркиной песни» Янки Дягилевой a cappella.
Вообще говоря, отсутствие дождя на протяжении почти всего фестиваля позволило избежать изменений программы, часто практиковавшихся в прошлом году. В этот раз в сет-листе произошел только один сбой: вместо полудня «Пелагея» выступила вечером, между «Ночными снайперами» и «Кипеловым». Сама певица была искренне благодарна организаторам фестиваля за то, что все-таки впустили ее на сцену. «Наверное, мы единственная группа, которая так сильно ждала своего выступления сегодня», - сказала она, выйдя к микрофону.
Пелагея также призналась, что испытала незабываемые ощущения, когда наблюдала за реакцией публики на авиатрюки, вытворяемые пилотами «Витязей». В пору к ее словам пришлись русские народные песни «Ой, то не вечер» и «Валенки». Помимо них и композиций с альбома «Девушкины песни» она представила новинки. Фолк-линию второго дня поддержала группа Fleur, которая, по словам ди-джея «Нашего радио», стремилась выглядеть более агрессивно и исключила из своей программы самую любимую песню слушателей «Нашего радио» «Теплые коты». Как признались солистки на пресс-конференции, они «чувствовали себя нелепо со своими женскими песнями среди мужских коллективов».
Отличилась в разнообразии сета и группа «Смысловые галлюцинации». В качестве сюрприза команда подарила зрителям «Нашествия» ироничную зарисовку «Басков не козел», смысл которой заключался в том, что приверженец творчества поп-артиста, в роли которого выступал бас-гитарист «Глюков» Николай Ротов, доказывает окружающим, что его кумир – хороший человек. Кроме того, «Смысловые галлюцинации» представили свежий клип и песню «Волшебный мир», написанную специально для фильма «Запрещенная реальность», релиз которого состоится осенью этого года. Со времени выступления команды видеоклип, состоящий из кадров кинокартины, демонстрировался в практически каждой «междусетной» паузе.
Отметившая в этом году свое 15-летие группа «СерьГа», постоянный гость фестиваля, представила мини-антологию композициями «Чужой», «Никому не нужен», «Дорога в ночь», посвященная «всем, кто ушел», «Дети Большого города» - «жителям больших и малых городов», «Теплый воздух от крыш», песня, с которой практически все начиналось», и, естественно, «Страна чудес» и «А что нам надо».
«Крематорий» во главе с облаченным в солдатскую каску Арменом Григоряном устроил зрителям «Нашествия» «небольшую экскурсию по крематорию», проведя их помимо остального в «Теплые дни лета» и проводив «Веселым ансамблем» и «Маленькой девочкой». Лидер группы «Пикник» Эдмунд Шклярский предоставив блистать костюмами артистам, которые как всегда в изобилии присутствовали на сцене во время исполнения группы. Так, на песне «У шамана три руки» на сцене плясал человек в образе шамана одного из северных народов, а на композиции «Серебра!» - персонаж на ходулях, в серебряных одеждах. Из относительно свежего репертуара «Пикник» исполнил песни «Недобитый романтик» и «Из мышеловки».
Илья Черт и «Пилот», как и в прошлом году, добавили к песням видеоряд, в результате чего получилась интересная смесь сценических кадров «лайв» и подготовленных спецэффектов. Так, например, в «Роке» языки пламени сначала заполнили весь экран, а потом – пятнами «картинку со сцены», что в итоге выглядело, как «Черт в огне». Диана Арбенина, призвав всех поздравить ее с днем рождения, почему-то сама преподнесла зрителям подарок.
И не абстрактный и мифический, в виде песни или стихотворения, а вполне материальный. Перед «Ты дарила мне розы», кстати говоря, с немного измененной аранжировкой, певица со словами «Вы всегда дарите мне розы. Сегодня же розы буду дарить я» запустила не один десяток цветов в фан-зону.
Выступление «Кипелова» по сравнению с хедлайнером предыдущего дня длилось недолго. Помимо «Реки времен» и других известных поклонникам русского хард-рока песен, музыканты представили новый сингл, лирическую балладу «На грани». Сочный звук и мощный вокал лидера, доносившийся из колонок по всему полю «Нашествия», еще раз подтвердил возросший уровень фестиваля.
Музыкальное «веселье» второго дня продолжилось на «малой» сцене фестиваля, где лидеры московских команд «Ва-банкъ» и «Наив», Александр Скляр и Александр «Чача» Иванов помимо прочего порадовали поклонников панка и старого русского рока исполнением «Песни простого человека» группы «Зоопарк» и «Мамы-анархии» группы «Кино». Удовлетворенные зрители уходили от сцены в палаточный город, распевая «цоевскую» «Маму-анархию», постепенно переходя на футбольное «оле, Россия» и «Песню Бременских музыкантов». На главной сцене в это время уже началась дискотека, которой традиционно заведовал DJ Фонарь. Ответственным за музыкальное представление вип-зоны стал в этом году Паша Кореец.
День третий.
Начало третьего дня было ознаменовано утренней зарядкой, которую для всех желающих проводили у «малой сцены» и непродолжительным выступлением группы «Алиса». Такое нехарактерное для «ветерана» «Нашествия» время организаторы объяснили собственным желанием Кинчева и музыкантов сохранить настройки аппаратуры в должном состоянии. Прилетев из Севастополя, «Алиса» сразу направилась в лагерь «Нашествия». Такой сумбур, видимо, сбил лидера коллектива с толку и, выйдя на сцену третьего дня первым, он сказал «Добрый вечер», но тут же поправился – «Вот я дурак. Доброе утро!» Поклонники группы же не потеряли своего лица и по традиции жгли файеры на всем протяжении музыкального сета группы.
Вслед за «Алисой» на сцене появилась «группа-оркестр» «Мельница», для которой «Нашествие» было в новинку. Однако с поставленной задачей коллектив справился гораздо лучше своих коллег в жанре фолк-рока.
Следующие за «Мельницей» коллективы «готовили почву» для еще одного долгожителя фестиваля, группы «Король и шут», который однако также пробыл на сцене совсем непродолжительное время. Среди предшественников «КиШа» по программе фестиваля особо выделилась группа «Знаки». Вместе с ней на сцену вышла девочка и помогла музыкантам спеть припев песни «Мама», а в следующей композиции, «100 триллионов» и вовсе исполнила соло на флейте.
«Ляпис Трубецкой», как и прежде, предварял свои композиции четверостишиями и напоследок посоветовал всем посетителям «Нашествия» запастись медикаментами, дабы избежать нежелательных инфекций.
Преимуществом «Нашествия-2009» в музыкальном плане стало не только улучшение технических характеристик концертного звука, но и увеличение концертных сетов групп, выступающих на главной сцене. Тем не менее песенные блоки казалось бы таких знаковых отечественных рок-артистов часто длились не более получаса.
Так, например, Саша Васильев успел отпеть только несколько по-новому аранжированных хитов, «Выхода нет», «Орбит без сахара», «мы сидели и курили», «Скажи», не так давно выпущенный «Праздник» и совсем свежую песню «Вниз голой». То же относится и к Вячеславу Бутусову, который вместе с «Ю-Питером» ограничился на этот раз исключительно репертуаром «Наутилуса Помпилиуса» («Апостол Андрей», «Тутанхамон», «Дыхание», «Князь тишины», «Скованные одной цепью» и др.) и группы «Кино» («Звезда по имени солнце»).
Главным событием третьего дня, безусловно, стало выступление хедлайнера фестиваля, группы «ЧайФ». Владимир Шахрин и Владимир Бегунов в достаточной мере поиронизировали над запахами, доносившимися с поля («Если так пахнет из блоков питания – не ешьте это!» - воскликнул Шахрин), представили, как бы звучала «Ой-йо» в варианте регги, исполнили русскую версию песни Боба Марли «No Woman No Cry», призвали всех слиться в едином патриотическом экстазе перед «футбольной» «Аргентина-Ямайка», вспомнили «всех кто не с нами» и поблагодарили устроителей фестиваля и всех-всех, кто помогал его осуществить под завершающий салют и песню «Поплачь о нем». Об этом сообщает InterMedia.
|