«Уматурман» – «1825»
Velvet Music. Релиз CD и DVD состоялся в апреле.
У группы «Уматурман» было многообещающее начало, а потом братья Кристовские перестали скрывать свою симпатию к творчеству Олега Митяева. В этом, собственно, заключается суть претензий критики к коллективу – с великим трудом пробившись наверх за счет таланта и показав несколько симпатичных песенок, «Уматурман» стала такой же попсой, как и весь остальной мейнстрим.
За творчеством братьев Кристовских следить стало бессмысленно, потому что искра божия там давно уже не проскакивает, а все их новинки мало чем отличаются как от их известных песен, так и от музыки пресловутого Митяева. Но я бы посмотрел на это дело с другой стороны. «Уматурман» идет путем, который редко приживается на российской почве, зато считается совершенно нормальным для Запада.
Речь о том, что одно гениальное озарение «там» материально обеспечивает творца на всю оставшуюся жизнь, а «здесь» в лучшем случае служит неким залогом того, что позволит своему автору до пенсии зарабатывать копейки по провинциальным ДК. «Уматурман» ловила за хвост свою синюю птицу долго и трудно: пока «Прасковья» и «Проститься» пробивались к слушателю, Владимиру Кристовскому и в морге поработать пришлось, и в подземных переходах поиграть.
К тому же оба брата – многодетные отцы; получается, что ради занятий музыкой им пришлось обрекать свои густонаселенные семьи на финансовые сложности. И вот птица цвета ультрамарин попалась. Что после этого сделал бы нормальный русский гений? Ушел бы в запой, наркоманию, б…ство, творческую рефлексию, убил бы соседей, сел на транквилизаторы или за решетку – да что угодно. Что сделал бы гений западный?
Перед тем как предаться чудачествам, открыл бы милый, уютный и регулярно пополняемый благодаря роялти счет в надежном банке – гарантия того, что к следующим творческим успехам ему не придется готовиться в амплуа бомжа на помойке. Братья Кристовские, заслужившие свою популярность гораздо больше, чем любая поющая подруга олигарха, тратят дивиденды не как гении, а как самые обычные обыватели: обустраивают свои дома, обеспечивают жен и детей, а на излишки скупают модную одежду и предаются нормальным мужским развлечениям – путешествия, мотопробеги, спорт.
Непривычно, конечно – но почему бы и нет? Почему бы и нам не завести в пантеоне поп-рок-звезд нормальных пацанов, которые с толком монетизируют заслуженный успех? Тем более что потребительский зуд вряд ли в состоянии полностью убить в даровитых людях творческое начало – новые песни группы «Уматурман», конечно, сложно воспринимать как что-то очень свежее, но и приличные мелодии, и остроумные тексты Вова Кристовский по-прежнему производит.
«1825» - сборник лучших песен, посвященный пятилетию группы, плюс отдельный DVD с клипами. Цифра заголовка – это число дней в прошедших годах (почему-то за исключением високосных). Разумеется, трек-лист включает и «Прасковью», и «Проститься», и «Ума Турман», и «Папиных дочек», и «Ночной дозор», и «Не позвонишь» с Патрисией Каас, и «Любовь на сноуборде» с Людмилой Гурченко.
Есть также первая получившая относительную известность песня «Тайд», выпущенная, когда группа еще носила замороченное название «Не нашего мира». Ранние композиции закономерно вызывают больший душевный отклик, чем поздние, хотя и среди последних есть достойные.
А вот из четырнадцати клипов львиная доля имеет схожие сюжеты: два брата путешествуют по разным местам – самолеты, мотоциклы, рейсовые автобусы, Париж, Амстердам, Калифорния. Видимо, режиссерам сложно было выдавить какую-то еще драматургию (кроме туристической) из взаимоотношений родных братьев. Хотя при желании всё возможно.
Так, в самом свежем ролике «Дайте сигарету» Сергея вообще нет, а Владимир играет роль сошедшего с катушек телевизионного диктора. Получилось смешно, и даже жаль, что новые клипы сейчас почти невозможно увидеть на общедоступных телеканалах.
Оценка: ***.
Алексей МАЖАЕВ.
|