Сергей Жуков, Максим Петренчук – «Звездопад»
«Астрель». Книга вышла в свет в апреле.
Что думает об этой книге сам Сергей Жуков, можно прочитать здесь. После выхода интервью автор прислал посылку с подарками – книжка, альбом и бутылка водки «Звездопад». Водка выглядела солидно, но из бутылки подтекала. Я устроил импровизированный Интернет-опрос, что делать с таким подарком, и среди прочих получил следующий замечательный ответ: «Написать рецензию хорошую, но с подтеками». Так я, пожалуй, и поступлю.
Несмотря на протесты Жукова, многие издания анонсировали книгу как раскрывающую тайны шоу-бизнеса и намекающую на неких известных персон. Это полнейшая чепуха. Даже если вы найдете прототипов у некоторых персонажей, никакой пользы это вам не принесет. Потому что весь шоу-бизнес здесь – это всего лишь антураж, в котором действует герой.
Сергей Жуков поместил своего Феликса Абрамовича Серебрянникова в ту сферу, которую хорошо знает, но любые совпадения с реальными артистами можно и нужно считать случайными и на сюжет не влияющими. Главный герой – мэтр эстрады, понемногу выходящий в тираж и страшно негодующий по этому поводу. Он чертовски богат (автору доставляет явное удовольствие заставлять Феликса сорить деньгами направо и налево), исключительно порочен (впрочем, приличных людей, если верить книжке, в шоу-бизнесе не держат), а также груб, недалек и пафосен.
Это было странное решение авторов – повести повествование от лица такого несимпатичного субъекта: читатель, даже не пытайся по привычке ему сопереживать – потому что он не только моральный урод, но и просто, как скоро выяснится, убийца. Выбор такого главного героя, видимо, обусловлен отнюдь не литературным новаторством Жукова и Петренчука – а желанием Сергея Жукова отпустить на волю свои самые страшные фантазии.
Феликсу Абрамычу достались некоторые истории из практики лидера группы «Руки вверх!» - ну а уж в выражениях самых смелых мыслей Жуков мог не стесняться, раз уж он вкладывал их в уста такого монстра.
В результате весь шоу-бизнес описан в самых уничижительных тонах, представлен сборищем никчемных подонков, погрязших в разврате, наркомании и охоте за легкими деньгами. Жуков не открывает тайн – напротив, он подыгрывает представлениям обывателя о шоу-бизнесе, гипертрофируя значение для артистов статуэток, клипов и альбомов.
Впрочем, о «работе» упоминается скорее вскользь, а вот о порочных развлечениях – подробно и со знанием дела: это ведь тоже очень интересует покупателей светской прессы. Мир шоу-бизнеса выглядит здесь огромным мыльным пузырем – причем и автор, и его читатели охотно поклоняются этому надутому идолищу.
Ну а тем, кто не поклоняется, ловить в этой книге нечего. Сюжет, который может показаться искрометным, если вообразить на месте героя Киркорова, Кобзона или, хе-хе, Жукова, на самом деле для детектива довольно плоский. Язык авторов крайне бедный, чтобы не сказать убогий.
Сергей рассказывал в том же интервью, что исключительно много читает. Ну не знаю. Судя по разбросанным по тексту фразам типа «понимая всю бесперспективность ситуации, один из парней уже, начал было вставать и с жалким выражением лица двигаться к выходу» (пунктуация сохранена), видимо, это какие-то не те книги он читает, иначе его собственный стиль не состоял бы из сплошных штампов и банальностей.
Или, как обычно, г-н Жуков ежеминутно помнит о своей публике, поэтому старается быть в любых творческих проявлениях максимально доходчивым. И так к этому привык, что никаким другим быть уже не может.
Оценка: **.
Алексей МАЖАЕВ, InterMedia.
|